Presentism

Читаю интересную книжку Дэниэла Гилберта, Stumbling on Happiness. Она просто замечательная. Но, т.к. перевода к ней скорее всего нет, её навряд ли кто-то станет читать, но осветить одну из тем, я думаю, нужно. ;)

Эта книга не является self-help книгой(которым место в мусорке, а почему, напишу в будущем пост). Вместо того, чтобы учить людей, как быть счастливыми, она показывает, почему многие люди думают о счастье неправильно, а точнее, почему мы неправильно видим своё будущее в большинстве случаев.

Книга написана не каким-нибудь Васей Пупкиным или очередным “успешным” бизнесменом, а профессором психологии Гарварда, поэтому свои слова он часто подтверждает исследованиями, которые придают книге значимости и объективности.

Что же, начну. Это вольный пересказ одной из глав к книге, но уже теперь, когда пост полностью написан, я понимаю, что я не удержался и добавил несколько своих собственных мыслей.

Presentism

(не путать с презентизмом)

Многие люди, думая о своём будущем, совершают следующую ошибку: они думают о будущем с позиции настоящего, а также о том, что через 20 лет они будут думать так же, как и сейчас, поэтому могут совершать из-за неправильные поступки, о которых в будущем они будут сожалеть. Пример: тату, пирсинг и пр. . Сегодня тату может смотреться круто, человек радуется и чувствует себя героем, но через 20 лет он скорее всего будет сожалеть о ней, как о дурацком поступке, который он совершил в своём прошлом.

Другой пример. Представьте, что вам нужно быть два часа в дороге, чтобы купить наушники, которые вам очень нужны не за 100$ в ближайшем магазине в двух шагах, а за 50$. Стоит ли это того? Скорее всего да. Ведь это целая половина цены!
А что, если вам нужно потратить то же время, чтобы купить машину за 100,000$? Многие скажут: это не имеет особого значения, ведь это всего 0.0005% цены! И вот на этом этапе они совершают ошибку. Ведь долларам без разницы, откуда они взялись и с какой покупки они сэкономлены, и в следующий раз, когда вы потратите эти 50$, они будут такими же, как и остаток от покупки наушников!

Вообще, наш мозг очень хорошо может находить отличия, чем часто пользуются маркетологи. Думаете, что в одном магазине ставят много телевизоров подряд, чтобы выбор был шире? Нет, есть здесь и ещё один важный момент. Когда перед вами два практически идентичных продукта, мозг начинает искать отличия. “Вот у этого телевизора чуть ярче и насыщеннее картинка” – говорите вы и покупаете этот самый телевизор не думая о том, что уже через день эта разница не будет иметь никакого особенного значения, ведь сравнивать уже будет не с чем.

Для этого же и среди товаров обычно находится несколько с запредельными ценами. Те самые товары, которые обычно никто не покупает. Находятся они там по двум причинам:
1. Те, у кого хватает на них денег будут думать, что огромное различие в цене между товарами является показателем запредельного качества(иногда это совсем не так, см. продукцию Apple, у которой соотношение цена/качество очень и очень спорны)
2. Те, у кого денег не хватает, будут видеть товары с ценами поменьше более доступными.
Поэтому при покупке чего-либо всегда очень важно делать следующее: забывать на некоторый момент о других товарах и думать о том, будет ли вам хорошо служить конкретно выбранный товар. Объективно, а не в сравнении с другими.

Есть ещё одна очень интересная черта у части людей. Они думают, что инвалиды не могут быть по-настоящему счастливыми и считают, что заявления инвалидов о том, что они по-настоящему счастливы, – враньё, либо слова, самому себе внушённые, чтобы чувствовать себя лучше.
Но они обычно не правы и в этом опять же виноват презентизм. Они сравнивают положение инвалида со своим положением. В одном исследовании оказалось, что люди готовы заплатить куда большую цену, чтобы не стать инвалидами, чем инвалиды готовы заплатить за то, чтобы стать полностью здоровыми. Это вызвано тем, что нам свойственно драматизировать события в своём воображении.
Представьте, что у вас внезапно умрёт собачка/один из родителей/парень/девушка(нужное подчеркнуть). Многие при этой мысли сразу же рисуют следующую картину: месяцы, годы печали и уныния, невозможность наслаждения чем-либо(просмотр фильмов, мороженное и пр.). Однако, посмотрите на людей, которые теряют что-либо из этого. Довольно редко всё доходит до такого! И это опять же вина того, что мы, думая о будущем, постоянно оглядываемся на настоящее.

Иногда бывает и наоборот. Люди, теряя что-то такое, что они раньше считали мелочью, вдруг испытывают необычайную тоску. Снова, снова презентизм в действии.

Из всего этого следует очень важный урок: когда вы думаете о будущем помните, что в нём ваши взгляды и жизненная позиция могут значительно отличаться. У вас будут другие мысли, возможно будут другие увлечения, другое окружение.

Лучшие размышления о будущем – это те, которые как можно меньше зависят от настоящего. Если бы люди помнили это всегда, мир был бы значительно лучше.

2 thoughts on “Presentism

  1. Вроде бы я и так знала такую вещь, что нельзя полагаться на себя “теперешнего”, когда думаешь о будущем – это еще называют present bias. Но вот примеры тут интересные очень. Особенно про инвалидов, например. Теперь я не буду думать, что они совсем уж жалкие. Аж полегчало :D

    • Да, действительно порадовал этот момент. Думал, что они просто так говорят, чтобы ВНУШИТЬ себе то, что они могут быть счастливы. Но нет, это не так, это просто мы привыкли смотреть свысока на них, что вовсе не правильно.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s