Это было сделано до тебя

Часто в голову приходят мысли, которые кажутся мне довольно хорошими и достаточно неплохими для того, чтобы их исполнить. Реакция тех, кому я про них рассказываю довольно разная. Но есть одна вещь, которая удивляет меня.

Иногда мне приходится слышать:”Зачем ты делаешь это? Это уже было сделано до тебя”, и эта фраза меня задевает. Для некоторых это повод отказаться от идеи. Но лично для меня – нет. Далее я покажу, почему эта фраза бессмысленна и почему думать в таком духе не стоит.

Талантливые люди создают идеи. Гении доводят их до совершенства.

Приведу конкретные примеры. До Google существовали поисковые системы. MySpace существовал до Facebook и пользовался неплохой популярностью. А как же IE и Netscape Navigator, которые до Firefox занимали большую часть рынка? Однако времена меняются и гигантам пришлось уступить часть доли пользователей, а порой и вовсе уступить места новичкам. Почему же так происходит? Всё просто: выигрывающие продукты берут основу другого продукта и совершенствуют её, при этом не изобретая велосипед. Взгляните правде в лицо: сейчас практически невозможно придумать что-то, что не основывалось на других идеях. Представьте себе программу, которая не использовала бы скроллбары или текстовые поля. В нашем подсознании уже есть основные образы элементов управления, которые формировались на протяжении десятков лет. И просто брать всё это и выкидывать, заменяя чем-то своим было бы глупо. Мир куда менее склонен к инновациям, чем кажется многим.

В этом и есть проблема современного мира: так называемые “гении” скачут от идеи к идее, пытаясь выдумать что-то, что могло принести бы им миллионы и сделать знаменитыми. И это всё вместо того, чтобы взглянуть на уже существующие проблемы и пытаться их решить. Весь этот бум стартапов напоминает мне пузырь доткомов. Люди бегут за мнимым успехом, закрывая глаза на те проблемы, которые действительно нужно решать. Они ищут никому не нужные инновации, глядя на которые, практически все скажут:”Это, конечно, круто, но я навряд ли буду этим пользоваться. Возможно, кто-то будет, но я – навряд ли”. Сложим такие мнения, и вот вашим продуктом никто не пользуется.(Эта идея была взята у одного из моих любимых блоггеров, Пола Грэхема. Подробнее можно почитать здесь). Они просто следуют “моде”, вместо того, чтобы думать глубже.
Но в то же время нужно чувствовать тонкую грань. Противоположно “инновациям” можно увидеть много продуктов, которые просто пытаются нажиться на идее других, при этом не изобретая ничего нового, не предлогая чего-то, что было бы качественнее. А есть проекты ещё забавнее: те, которые пытаются собрать всё то, что сделали эти соревнующиеся клоны, но при этом делают ещё один клон. Об этом есть замечательный xkcd:

По той причине, что огромная часть идей не требует каких-то изменений, патенты на ПО или уже ставшими очевидными вещи бессмысленны. (в Европе, например, такие патенты не выдают). Недавно, Apple запатентовали анимацию перелистывания страницы. WTF? Как можно патентовать то, что было реализованно до них, что является довольно натуральным и не требует особого ума, чтобы до этого догадаться? К счастью, всё не всегда так плохо, например, Apple не получили патент на “pinch-to-zoom”, движение, которое уже стало привычным. Видимо иногда патентное бюро США осознаёт свою глупость. Кажется, что это всё мелочи, но в то же время это нечестная борьба с конкурентами. А что, если бы Microsoft запатентовали операционную систему. А что, если бы Apple запатентовали PC?

Отличным примером того, как нужно делать то, про что я говорю является сервис DuckDuckGo. Он берёт идею поисковиков и делает её лучше. Как? Советую прочесть about, если интересно. (Возможно, когда-нибудь я напишу о нём подробнее).

Ещё один пример: imgur. Обменники изображений существовали и до этого сайта, однако он избавил пользователей от рекламы, упростил процесс загрузки изображения и произвёл отличную интеграццию с reddit. В результате сайт стал на 98ое место по посещениям по всему миру. И 46ым по посещениям в США. Впечатляет, ведь проект был изначально создан одним человеком.

 
Об этом можно говорить довольно много, но в целом основную идею можно сформулировать довольно коротко: вместо того, чтобы думать:”Мне нужна инновационная идея, которая изменит мир!” стоило бы думать:”Какую проблему я могу исправить? Чего не хватает современным продуктам?”.

И не стоит обращать внимание на тех, кто затем скажет:”Это было сделано для тебя! Возьмись за что-нибудь другое”. Достаточно просто ответить:”Я знаю. Я просто попробую сделать это ещё лучше”.

Leave a Reply

